Стопа маленького ребенка не является точной копией стопы взрослого человека, у нее есть характерные особенности. Костный аппарат ребенка сформирован только частично: большая часть костей имеет хрящевую структуру, а связки и мышцы сильно подвержены растяжению. Свод стопы формируется к 3–4-му году жизни, а окончательно формируется к 8—10-летнему возрасту.
У всех здоровых детей до 5-ти лет имеется продольное плоскостопие и плоско-вальгусные стопы. И, разумеется, такое плоскостопие является совершенно естественным (физиологическим) и ни в каком лечении не нуждается.
Стопы малыша до 3-летнего возраста со стороны кажутся совершенно плоскими, так как их свод заполнен жировой подушкой, маскирующей костную основу.
Когда ребенок начинает ходить, за счет нагрузки свода стопы под тяжестью собственного веса, происходит тренировка связочно-мышечного аппарата стопы и свод стопы постепенно формируется, а к 5-ти годам он сформировывается до конца и плоскостопие исчезает. Лечить и носить супинаторы или нет – решает врач-ортопед. Но есть врожденное плоскостопие, которое надо лечить. Решить вопрос, что у ребенка, должен детский ортопед.
Массаж по поводу плосковальгусных стоп в 1,5 -3 года — это, как правило, способ психотерапии мамы.
Необходимо наблюдаться у ортопеда, в дальнейшем, возможно понадобится ортопедическая обувь, стельки.Все зависит от выраженности процесса. Иногда можно вообще ничего не делать
Во всем развитом мире плоскостопие детям до 7 лет ставят только в исключительных случаях (врожденный порок развития стопы, врожденная гипермобильная стопа, паралитическая стопа – всего не боле 5% населения).
Очень полезное воздействие окажет самомассаж — благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге — улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.
В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп.
Основной частью лечения плоско-вальгусных стоп является лечебная физкультура.Упражнения нужно делать регулярно, каждый день, не пропуская занятия. Приучить малыша к физкультуре весьма непросто. Необходимо придумать для него игру, в которой он будет активно участвовать, выполняя гимнастику. Для занятий есть специальные коврики, которые объединены в дорожку. Шагая по ней, малыш будет тренировать свои мышцы и укреплять стопы. Не стоит слишком усердствовать и перегружать ребенка. Если он устал и капризничает, лучше прекратить занятие, иначе пользы оно не принесет.
Лечебную гимнастику нужно проводить в тонких носках или босиком по нескольку раз в день, разбив комплекс на несколько частей так, чтобы за 1 занятие выполнять 2–3 упражнения. Особое внимание нужно обратить на выработку правильного положения стоп при ходьбе и стоянии.
Начиная ходить, ребенок широко расставляет стопы, тем самым увеличивая площадь опоры. До 2–3 лет это нормально, но в этом возрасте у малыша должна выработаться правильная походка с параллельной установкой стоп на малом расстоянии друг от друга.
Основным упражнением при плоско-вальгусной установке стоп, направленным на воспитание правильных навыков ходьбы, является ходьба по «дорожке» – доске или полосе на ковровой дорожке шириной 10–15 см. в конце концов ее можно нарисовать мелом прямо на полу. После того как она будет готова, предложите малышу пройти по ней, не наступая за ее пределы. При этом нужно следить за правильной установкой стоп. Кроме того,на прогулке можно водить ребенка по бревну, имеющемуся на каждой детской площадке, бортовому камню, ограждающему тротуар в сквере, и пр.
- «Мишка косолапый» – ходьба на наружном крае стопы.
- Ходьба по ребристой двускатной доске.
- Ходьба по рельефной поверхностиполезна в качестве не только профилактики, но и лечебного упражнения при плоскостопии. Лучше всего это делать летом, когда ребенок может без опаски ходить по песку, мягкой земле и жестким камешкам. В холодное время года можно постелить малышу рифленый коврик или насыпать песок в коробку либо полотняный мешок.
- Захват пальцами ног мелких предметов развивает мышцы стоп,увеличивая ловкость и подвижность пальцев. Данное упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. Предложите ребенку «поймать» какой-либо небольшой предмет – палочку или карандаш – и некоторое время его удерживать.
- Собирание пальцами ног ткани. Попросите малыша захватить пальцами носовой платок или салфетку.
- Сидение «по-турецки»очень хорошо корректирует неправильное положение стопы. Постарайтесь, чтобы ребенок полюбил это положение.
- Подъем из положения «по-турецки». Поначалу помогайте ребенку встать, поддерживая его за руки. При этом его стопы должны оказаться в перекрещенном положении. Позу нужно менять, закладывая вперед то левую, то правую ногу, тогда подъем из описанного положения будет с опорой на разные ноги. Возможно, первое время стопы придется придерживать руками.
- Приседания на полной стопе. При выполнении этого упражнения нужно следить за тем, чтобы стопы ребенка стояли на полу всей поверхностью и располагались параллельно друг другу. На первых порах можно помогать малышу, поддерживая его за руки или под мышки.
- Подъем на носки. Это упражнение целесообразно объединить со знакомым упражнением «Стань маленьким – стань большим». В первом случае малыш должен потянуться вверх руками и подняться на носки, во втором – присесть на полную стопу.
Для профилактики и лечения детей с дефектами стоп полезно ходить по лежащей на полу лестнице и лазать по шведской стенке. Малышам с плоско-вальгусной установкой стоп рекомендуется плавать и делать упражнения в воде. Водные процедуры не только улучшат общее состояние ребенка, но и закалят его организм, ускорят обмен веществ и укрепят опорно-двигательный аппарат. Такие упражнения, как хождение и прыжки на рифленом коврике, постеленном на дно ванны, хорошо укрепляют детские стопы. Вода же снимет лишнюю нагрузку на неокрепший костно-хрящевой аппарат и сделает упражнения более приятными и легкими для выполнения.
Тем не менее обувь для ребенка с дефектами стоп нужно подбирать особенно тщательно. Прежде всего она должна иметь жесткий задник и быть устойчивой настолько, чтобы удерживать пятку в нормальном положении. Лучшими в этом отношении считаются ботинки, фиксирующие не только пятку, но и голеностопный сустав.
Кроме того, обувь нужно подбирать по размеру, который определяется следующим образом:длина подошвы обуви должна быть на 0,5–1 см больше длины стопы стоящего ребенка. Еще одна деталь: ботинки должны иметь небольшой каблучок, достаточно широкий и устойчивый. Однако постоянно носить такую обувь не стоит, ведь ноги малыша должны отдыхать и тренироваться.
Детям с врожденной деформацией стоп категорически нельзя носить плоскую обувь и обувь без задников: резиновые сапоги, валенки, сланцы и пр. Категорически запрещается донашивать обувь за старшими детьми, какой бы хорошей она ни была. Запомните: плохо подобранная обувь приносит вред нежным детским ногам.
Для того чтобы избежать у ребенка развития патологии, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
— во время беременности женщина должна наблюдаться у врача и выполнять все его предписания. Это позволит снизить вероятность возникновения у малыша неврологических проблем;
— необходимо проводить профилактику рахита, поскольку он может вызвать слабость мышечно-связочного аппарата;
— важно своевременно посещать осмотры специалистов в детской поликлинике. Раннее выявление проблем позволит предпринять меры и избежать неприятных последствий;
— первую обувь малышу нужно покупать с крепкой подошвой и супинатором. Нельзя пользоваться бывшей в употреблении обувью, она может испортить ножки.