Развенчиваем миф о правильной детской обуви.

Вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Поговорим о том, как формируется стопа ребенка?

Первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит.

А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры. Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется  варусная установка стоп. Она бывает у деток примерно до 1,5 лет .По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Вывод: Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности,  чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут  уплощаться.

 Вывод: Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

  • Нормальный ребенок, он не просто ходитпо квартире.Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.
  • Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку .Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.

Купите велосипед, и пусть ваш детеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.

Приобретите или сделайте сами массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок

Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: « Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Ну, и конечно, массажеры. Не забывайте про них, когда покупаете обувь.

Теперь непосредственно об обуви.

Прежде всего, какая обувь называется ортопедической:

Ортопедическая обувь,— это обувь, конструкция которой разработана с учётом патологических отклонений в стопе, голени или бедре.

Нужна ли «ортопедическая» обувь здоровому ребенку? Должна ли правильная детская обувь быть ортопедической? В этом вопросе такая творится путаница, что зачастую в ортопедических салонах и аптеках продается правильная детская обувь, которую называют ортопедической. А по сути это профилактическая обувь.

Профилактическая – это обувь, конструкция которой разработана с учетом предупреждения патологических отклонений в стопе.

Итак, «ортопедическую» обувь для детей делят на профилактическую и лечебную.

Профилактическая обувь — это и есть правильная детская обувь, рекомендованная здоровым детям, у кого стопа выглядит так, как ей положено по возрасту. Рассмотрим признаки такой обуви.

— Из каких материалов должна быть изготовлена детская обувь?

Из мягких, натуральных, вентилируемых. Натуральными должны быть и материалы верха, и «внутренности» обуви, чтобы ножка не потела, и не возникало никаких раздражений нежной кожи ребенка.

— Какой должна быть подошва?

  • Гибкой, чтобы не нарушать работы мышц стопы и голени. Причем, подошва должна гнуться не абы где, а именно в месте суставов, где плюсна переходит в пальчики.
  • Нескользящей, чтобы уменьшить риск падений.
  • С перекатом в передней части, то есть ее носокдолжен быть несколько приподнят над землей. Это нужно, чтобы у ребенка формировалась правильная походка.

— Какой должна быть носочная часть правильной детской обуви?

Она должна быть широкой. Никаких зауженных носков в детской обуви быть не должно, чтобы пальчики чувствовали себя свободно.

— Должен ли быть каблучок?

Да, небольшой каблучок 5-10 мм быть должен. Во-первых, он предупреждает падение ребенка назад, что нередко бывает у малышей. Во-вторых, он увеличивает нагрузку на мышцы стопы и помогает тренировке ее мышечного аппарата.

— Каким должен быть задник?

Он должен быть закрытым и жестким, чтобы пяточка ребенка была правильно зафиксирована и никуда не заваливалась.

— Какими должны быть застежки?

Они должны быть регулируемыми, чтобы хорошо зафиксировать ножку ребенка.

Удобнее всего застежки-липучки.

— Нужен ли супинатор в детской обуви?

Супинатор – это  небольшое возвышение на внутренней стороне стельки, которое располагается под продольным сводом стопы и «супинирует», то есть разворачивает стопу кнаружи.

Мое мнение такое: в профилактической обуви он не нужен. Почему?

  • Во-первых, он должен располагаться четко подопределеннымместом стопы. Но часто ребенку покупают обувь «на вырост», и супинатор находится не там, где положено. Это может навредить развивающейся стопе.
  • Во-вторых, если поддерживать то место, где должен сформироваться свод, то как он может сформироваться? На мой взгляд, супинатор только мешает тренировке собственных мышц стопы.

Итак, выводы:

Признаками правильной детской обуви, предназначенной для здорового ребенка, являются:

  • Натуральные материалы.
  • Гибкая, нескользящая, с перекатом подошва.
  • Широкая носочная часть.
  • Каблучок 10-15 мм
  • Жесткий задник.
  • Регулируемые застежки.
  • Отсутствие супинатора. По крайней мере, в обуви для дошколят. Принудительная коррекция сводов стопы у детей до 6-7 лет нарушает процесс формирования детской стопы.
  • Обувь нужно брать с запасом ,но не более 1-1,5 см.
  • Донашивать чужие, пусть даже очень красивые ,ботиночки ни в коем случае нельзя!
  • Ребенок быстро растет, поэтому проверяйте, не мала ли ему обувь, каждые три месяца.

Лечебная обувь назначается только врачом!!!

В общем, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Помните, что стопа ребенка – очень «благодарный» материал для исправления. Она мягкая и податливая. Главное, не опоздать. Патологию стопы у детей можно исправить до 10-летнего возраста. Так что хватит торчать у компьютера, а займитесь лучше своим ребёнком!

Статью подготовила врач травматолог-ортопед

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника №2» Гусева В.В.