22 октября — Международный день заикающихся людей

От заикания страдает примерно один процент людей во всём мире. Ежегодно 22 октября, начиная с 1998 года, в мире отмечается Международный день заикающихся людей, или Международный день распространения информации о заикании.

 

Заикание — одно из самых распространенных речевых расстройств, как среди детей, так и взрослых. Обычно заикание у детей возникает в раннем детстве, при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. 

 Течение заикания может быть постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных «трудных» ситуациях. Например, в случае необходимости выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос.. 

Причины заикания

Заикание вызвано спазмом речевого аппарата. Точных причин заикания медицинской наукой не установлено по сей день. На основании всемирного многолетнего опыта установлено два основных направления влияющих факторов — располагающие и активирующие.

Располагающие причины заикания (неврологические) связаны с дефектами в нервной системе. возникновению которых могут способствовать самые различные события. Это основная причина возникновения заикания, которая может проявиться не сразу, а в результате различных активирующих факторов, толчков.

 Располагающими причинами заикания чаще всего являются:

  • эмоциональная напряженность, раздражительность
  • ночные страхи, энурез
  • наследственная слабость речевого аппарата
  • поражения головного мозга: травмы во время беременности и родов, удушье, нарушения при детских заболеваниях
  • ослабление или нарушение функций центральной нервной системы родителей

Активирующие причины заикания (психические) связаны с внезапным сильным или постоянно длящимся эмоциональным напряжением. Однако, как самостоятельная причина встречается только у 15% пациентов. В большинстве случаев является толчком для проявления располагающих причин. Среди активирующих причин заикания в основном отмечают:

  • сильное эмоциональное потрясение (трагедия, стресс)
  • ослабление нервной системы на фоне постоянного нервного напряжения (постоянные скандалы в семье, во дворе, конфликты в окружении, чрезмерное давление в воспитании)
  • резкая психическая травма (испуг, страх)
  • перегруз речевыми занятиями
  • наличие заикающихся в окружении (подражание)
  • переучивание левшей

Лечение заикания

Лечение заикания — это как правило комплексное совместное лечение нервной системы и психики. Однако важно знать, что заикающимся людям можно помочь! Успешность лечения составляет более 90%.

Логопедами разработана специальная методика лечения и реабилитации лиц, страдающих таким расстройством, как заикание. Эта методика хорошо отработана, может быть использована как на занятиях под наблюдением логопеда, так и при самостоятельно.

Методика занятий у логопеда для лечения заикания основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

  • организация фонационного дыхания;
  • формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;
  • формирование интонационной выразительности речи;
  • стабилизация темпа и ритма речи;
  • преодоление логофобии.

Однако, занятия с логопедом — это только часть комплексного лечения заикания, куда обязательно входят медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, социальная адаптация. Методика подбирается строго индивидуально с учетом степени заболевания, причины возникновения, характера расстройства, характера пациента и многих других..

Заикание у детей, первые симптомы (признаки)

В большинстве случаев первые симптомы заикания у детей начинает проявляться в возрасте от 2,5 до 7 лет, в период активного речевого развития. И безусловно как любое другое заболевание проще предупредить на ранних стадиях, чем лечить уже развившуюся болезнь. Кроме того, запускание болезни опасно для психики, поскольку развиваются психологические травмы и неврозы.

Симптомы заикания у детей, признаки:

  • ребенку стало трудно начать говорить, хотя разговаривать он начал уже давно (развитие фобии речи)
  • появились заминки в речи, как-будто ему трудно подобрать слова (так и есть, он подбирает те, на которых не заикается)
  • появление неуместных пауз в середине слова или фразы
  • подстановка ненужных звуков перед некоторыми словами или фразами (а, э, и)
  • внезапное прекращение речи на продолжительный период (часы, дни)
  • повторение первых слогов или слов в начале фраз

При обнаружении этих признаков необходимо сразу обратиться к логопеду для исключения или подтверждения симптомов. Кроме того, степень тяжести (запущенности) играет решающую роль в эффективности преодоления заикания у детей.

 

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только во время разговора или при попытке его начать. Говор заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, их удлинением, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Кроме речевых судорог у заикающихся наблюдается целый ряд особенностей. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями:

  • зажмуриванием глаз, 
  • раздуванием крыльев носа, 
  • кивательными движениями головой, 
  • притоптыванием и т. п.

Заикающиеся часто используют многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п. Использование таких слов у заикающихся носит навязчивый характе