По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков и детей в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков и детей занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое — среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев дети и подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности дети и подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих детей и подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к детям и подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)

Сигналы суицидального риска

Ситуационные сигналы :

— Смерть любимого человека;

— Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);

— Сексуальное насилие;

— Нежелательная беременность;

— «Потеря лица» (позор, унижения).

Поведенческие сигналы:

— Наркотическая и алкогольная зависимость;

— Уход из дома;

— Самоизоляция от других людей и жизни;

— Резкое снижение поведенческой активности;

— Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

— Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

— Частное прослушивание траурной или печальной музыки;

— «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).

Эмоциональные сигналы:

— Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;

— Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

-Переживание горя.

Коммуникативные сигналы:

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все это закончится» — косвенное).Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.

 

Помощь при потенциальном суициде

 

Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.

Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.

Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет).

Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

— Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

— Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

— Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.

— Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться к старости.

— Чаще бывайте в школе.

— Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».