Школьная медицина: от пилота к внедрению

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства. Значимость данного вопроса не раз отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин: «От успешного решения проблем здоровья детей во многом зависит будущее нашей страны, будущее России, её экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны и, самое главное, – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества».

Реализуя ключевые задачи государственной политики, правительство Республики Мордовия уделяет особое внимание сохранению здоровья обучающихся образовательных организаций. Состояние школьной медицины и возложенные на нее функции потребовали создать современную модель рационального использования имеющегося кадрового потенциала при оказании медицинской помощи обучающимся, а также переместить  вектор направленности  профилактической работы на контроль за гигиеническими нормами, динамическое наблюдение за  здоровьем школьника в ходе учебного процесса. Такой моделью стал пилотный проект «Школьная медицина».

По распоряжению Министерства здравоохранения Республики Мордовия ГБУЗ РМ «Детская поликлиника №2» одна из первых вступила в  пилотный проект «Школьная медицина».

Участниками пилотного проекта выбраны 2 образовательных учреждения:

-МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» с количеством  обучающихся 1101 человек;

— МОУ «СОШ №33»- 590 учащихся;

Основная цель этого проекта — это создание и  поддержание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, основанной на профессиональной подготовке специалистов, формировании мотивированного, осознанного подхода у педагогов и обучаюшихся к культуре здорового образа жизни, профилактике традиционных «школьных» заболеваний.

За годы обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается.Заболеваемостьучащихся  по результатам осмотров  увеличивается от 1-го к 11-му классу в 1,3 раза. На сегодня, школа способствует возникновению хронической патологии у каждого 4-5 ребенка. К 14 годам среди школьников возрастает и явно проявляется доля заболеваний, так или иначе связанных с условиями обучения, а к 15-17 годам эти заболевания становятся ведущими: нарушение остроты зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, так называемые «школьные болезни».

На первом этапе проекта «Школьная медицина» определена нормативно-правовая база.

Роль координатора в этом проекте отдана школьному работнику. Укомплектованность обеих школ врачами- педиатрами и медицинскими сестрами составила 100%. Именно они, зная специфику работы в образовательном учреждении, смогут проанализировать влияние учебного процесса на здоровье ребенка, определить факторы риска развития неинфекционных заболеваний и дадут рекомендации по здоровье сбережению в данной конкретной школе. В перспективе планируется создание автоматизированных рабочих мест медицинских работников в ОУ, обеспечивающих взаимообмен информацией с участковой службой, что позволит своевременно выявлять и устранять отклонения в состоянии  здоровья обучающихся  и  проводить коррекцию планов диспансерного наблюдения.

В рамках реализации проекта в штатное расписание введена должность врача по гигиене детей и подростков. Им были составлены  гигиенические паспорта школ,  выявившие  наличие  системных проблем в организации надлежащих гигиенических условий для обучающихся (двухсменный режим, переполненность классов, несоответствие школьной мебели росту ребенка и пр.)Для создания в школе единого здоровье сберегающего пространства медицинским работникам совместно с педагогами в  2020 году  предстоит работа по  анализу и устранению  факторов внутришкольной среды,   негативно  влияющих на здоровье школьников.

В рамках проекта проведена комплексная оценка состояния здоровья участников пилотного проекта на основании результатов скрининг-обследования Республиканским Центром здоровья для детей и профилактических осмотров несовершеннолетних по приказу МЗ РФ от 10.08.2018г.  №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» с проведением анкетирования, лабораторных, функциональных обследований и осмотров врачами-специалистами.

Результаты  профилактических медицинских осмотров  свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Так, удельный вес  детей школьного возраста  с I группой здоровья составляет 15,7%, со II группой- 66,2%, с III-IVгруппами здоровья- 18,1%.

В структуре заболеваний:

-на первом месте- патология костно-мышечной системы- 29,7%;

-на втором месте- болезни глаз- 19,7%;

-на третьем месте- заболевания органов пищеварения-13,9%

Большое внимание в рамках проекта «Школьная медицина» уделяется оздоровлению детей с выявленной патологией непосредственно в школах.

Для учащихся начальной школы с целью снятия зрительного утомления и оптимизации зрительного режима на учебных занятиях используется гимнастика для глаз,  для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата проводятся физкультурные минутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет.

Реабилитация детей с выявленными нарушениями осуществляется отделением восстановительного лечения  с использованием выездных форм оздоровления. В условиях образовательной организации школьники получают комплекс лечебных мероприятий, включающий в себя магнитотерапию (по методике для часто-болеющих детей), фитотерапию, кислородные коктейли, лечебную гимнастику с элементами точечного массажа по Уманской А.А.

С целью профилактики болезней органов пищеварения нужно стремиться к  100% охвату обучающихся 2-х разовым горячим питанием. В настоящее время все школьные пищеблоки соответствуют современным требованиям к организации горячего питания школьников. Они имеют единый дизайн, оснащены современным технологическим оборудованием (пароконвектоматы, конвекционные печи, посудомоечные машины, овощерезки, универсальные приводы, электроплиты, пищеварочные котлы,холодильное, весовое и нейтральное оборудование), инвентарем и мебелью,устойчивой к внешним воздействиям любого характера. Отработаны новые технологические процессы:

щадящие режимы тепловой обработки продуктов, которые рекомендуются в

детском питании: варка паром, запекание, припускание, тушение.

На 01.10.2019г. охват детей горячим питанием в МОУ «СОШ №24» и МОУ «СОШ №33»  составил 86,3%.

Одним из важных направлений пилотного проекта «Школьная медицина» является развитие различных форм работы по  формированию навыков здорового образа жизни не только у обучающихся, но  и их родителей и педагогов. В рамках реализации проекта разработан план мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, формированию здорового образа жизни, культуры питания обучающихся. Согласно плана профилактических мероприятий, в сентябре в МОУ «СОШ №33» психологом Чиняевой О.П. проведено тестирование старшеклассников на уровень тревожности, в МОУ «СОШ №24» школьным врачом Логаевой О.В. дискуссия с учащимися 9-х классов на тему: «Соблазнов много-сердце одно!»,приуроченная к Всемирному Дню сердца.В октябре в обеих школах прошли уроки здоровья в 7-х классах на тему: «Профилактика близорукости у детей»с обучением комплексу упражнений для снятия зрительного напряжения, приуроченные к Всемирному дню защиты зрения. В МОУ «СОШ №33» проведен конкурс рисунков среди  учащихся начальных классов на тему: «Пейте дети молоко, будете здоровы!», посвященный Всемирному дню борьбы с остеопорозом. В ноябре 2019 года в рамках Международного Дня отказа от курения в МОУ «СОШ №24» состоялась дискуссия со старшеклассниками на тему: «Здоровые легкие» с проведением анкетирования и спирометрии.Проведено обучение педагогов и школьников по вопросам оказания неотложной доврачебной помощи.

Кроме того, планируется развитие дистанционных форм работы по формированию навыков здорового образа жизни не только у обучающихся, но и их родителей и педагогов путем внедрения интерактивных лекций, бесед, вебенаров.

Результатом проекта «Школьная медицина» должно стать сохранение здоровья школьников, а также снижение и устранение факторов риска, влияющих на их состояние здоровья. А это задача, которую можно решить только совместными усилиями медицинских работников, учителей и родителей.

Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.