На сегодняшний день имеющаяся материально-техническая база образовательных учреждений не обеспечивает условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Наоборот, школа способствует развитию хронической патологии у детей. Функционирование школ в две смены, существенный дефицит мебели соответствующих размеров в классах, несоблюдение норм искусственной освещенности на рабочих местах, интенсификация обучения, учебный стресс, снижение двигательной активности, отсутствие полноценного и сбалансированного питания приводят к нарастанию частоты хронических отклонений состояния здоровья.
Проводимая нами диспансеризация детей, посещающих школы, показывает, что патологическая пораженность (заболеваемость по результатам осмотров) школьников увеличивается от 1-го к 11-му классу в 1,3 раза. На сегодня, школа способствует возникновению хронической патологии у каждого 4-5 ребенка. К 14 годам среди школьников возрастает и явно проявляется доля заболеваний, так или иначе связанных с условиями обучения, а к 15-17 годам эти заболевания становятся ведущими: нарушение остроты зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, неврозы, так называемые «школьные болезни».
Как же избежать «школьные болезни»?
Снижение зрения.
Для того, чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять следующие правила:
— Место для выполнения домашних заданий должно быть удобным и хорошо освещенным;
-Нельзя позволять ребенку читать лежа;
-Сидеть за компьютером или планшетником можно не больше часа в день;
-Если ребенок смотрит телевизор, то расстояние до глаз должно быть в 5 раз больше, чем диагональ экрана. Непрерывно смотреть телевизор можно не больше 20-40 минут;
-Рекомендуется давать глазам отдых, поэтому придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.
Кроме этого, родители должны объяснить детям пользу тренировки мышц глаз с помощью простых упражнений:
* Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза;
* Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
* Сфокусировать зрение на отдаленном предмете, после чего близко к глазам поднести палец и сфокусировать зрение на нем;
* Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.
Нарушение осанки и проблемы с позвоночником.
Чтобы этого не произошло, нужно следить за своей осанкой.
-Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола;
-Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным;
— Читать лежа так же нежелательно, как и неправильно сидеть;
— Важен школьный ранец – именно ранец, рюкзак для школы с ортопедической спинкой. А не модная сумка на одно плечо.
В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:
* Ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп.
* Приседания.
* Наклоны вправо и влево.
* Повороты вправо и влево.
* Наклоны вперед.
Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.
Гастрит и прочие проблемы с желудком.
Причины гастрита — нарушение режима питания, снижение иммунитета и стрессы. Лучшая профилактика гастрита — добросовестное снабжение вашего чада «карманными обедами»: яблоки, творожки, йогурт, низкокалорийные сэндвичи, — и тогда желудку хватит сил дождаться полноценной трапезы на маминой кухне.
Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.
Неврозы
Не нужно записывать вашего ребенка во все кружки и секции, какие только существуют. Чрезмерная нагрузка в школе, да еще и секции с кружками, могут привести к стрессу или неврозу. Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон. Вам следует быть тактичными с ребенком, прислушиваться к его проблемам, не преувеличивать значимость школьных оценок. Создайте комфортную эмоциональную среду дома и следите за режимом дня. Приложите усилия, чтобы увлечь ребенка каким-то видом спорта, танцами, подберите вместе с ним такое хобби, которое позволяло бы сбрасывать стресс, удовлетворять потребность в общении, соревновании и попутно укрепляло бы его здоровье.
Статья подготовлена Кудряшовой Н.Ю.-заведующей отделением организации медицинской помощи детям в образовательных организациях- врачом-педиатром.