Организация работы Республиканского сурдологического кабинета

kulak_muayene

    В 1995 году на базе ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 2» была создана сурдологическая служба. Основными задачами, которой были оказание специализированной консультативной и лечебно – диагностической помощи детскому населению с патологией слуха в возрасте от 0 до 18 лет проживающему в г. Саранске и Республике Мордовия.
Сурдологическая служба является структурным подразделением ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 2» и представлена работой следующих кабинетов: врача–сурдолога, логопеда, кабинета для проведения тональной  аудиометрии.
На консультацию к специалистам направляются дети с целью:
-установления диагноза и определения тактики лечения
-решения вопроса о возможности слухосохраняющей и слухоулучшающей операций
-решения вопроса об условиях коррекционного обучения
Сурдолог — заведующий сурдологическим кабинетом, выполняет следующие функциональные обязанности:

-организация работы сурдологической службы;
-оказание специализированной консультативной и лечебно–диагностической помощи;
-проведение ежедневного приема первичных, повторных больных с установлением предварительного диагоза;

-проведение аудиологического обследования (пороговая и надпороговая аудиометрия, акуметрия, импедансометрия, ОАЭ);

-контроль за проведением аудиологического скрининга на 1-2 этапах;
-определение тактики лечения (консервативная, хирургическая, реабилитационная);
-осуществление своевременной госпитализации больных в соответствии с показаниями:

-работа в контакте со специалистами другого профиля: психоневролога, генетика, окулиста, отоларинголога;

-проведение динамического наблюдения за больными сурдологического профиля до 18 лет;

-участие в работе центральной МПК и отбору детей с нарушением слуха в дошкольные и школьные специализированные учреждения;
-проведение санитарно-просветительной работы с родителями, школьниками, воспитателями, сурдопедагогами специализированных учреждений.
Работа сурдолога строится на основе ежегодно составляемого плана проводимых мероприятий, с указанием конкретных сроков их выполнения и проводится по следующим направлениям:

      1. Консультативная и лечебно-диагностическая работа.
      2. Динамическое наблюдение и реабилитация больных и инвалидов.
      3. Организационно – методическая работа.
      4. Санитарно – просветительная работа.

 

План мероприятий контролируется заместителем главного врача по поликлинической работе, которому непосредственно подчиняется сурдолог в своей работе.

        Прием детей осуществляется в соответствии с графиком работы. Все рабочее время отводится на консультативный приём больных и диагностику заболеваний с помощью специальных методов обследования, остальное время занято санитарно–просветительной и профилактической работой, ведением документации, составлением отчетов и анализом работы.
Работа сурдологопедического кабинета регламентируется приказами и инструкциями Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения РМ, приказами главного врача, должностными инструкциями.
— Инструктивно–методические указания МЗ СССР №02-14/18-14 от 19.04.91г. по организации работы республиканского сурдологопедического центра, краевого кабинета.

— Приказ МЗ РФ № 108 от 29.03.96г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни»
— Постановление Правительства № 95 от 20.02.2006г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

— Постановление правительства РФ от 12.12.04г. № 771 «Об утверждении правил обеспечения 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации».

— Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.12.08г. № 10329 «О проведении аудиологического скрининга».
— Приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.04.15г. № 178 «Об утверждении порядка  оказания медицинской помощи населению по профилю «Сурдология-Оториноларингология».

         Методы исследования слуха:

      -Акуметрия-исследование остроты слуха разговорной и шепотной речью.
— Ауор-аудиометрия условно–ориентировочной реакции на звук в свободном звуковом поле у детей в возрасте от 1 года до 5 лет
— Тональная пороговая (надпороговая) аудиометрия–исследование слуха на аудиометре АD-226 у детей в возрасте от 3до 18лет.Тональная аудиометрия позволяет быстро и точно провести исследование слуха как по воздуху (звукопроведение) так и по кости (звуковосприятие). Это помогает в дифференциальной диагностике тугоухости (кондуктивная или сенсоневральная).
— Акустическая импедансометрия – это объективный метод обследования, представляет собой регистрацию акустического сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы. В практической работе чаще всего используются два вида акустической импедансометрии- тимпанометрия и акустическая рефлексометрия. Этот метод позволяет провести дифференциальную диагностику патологии среднего уха (экссудативный средний отит, адгезивный отит, разрыв цепи слуховых косточек).
— ВОАЭ –вызванная отоакустическая эмиссия, проводится с помощью прибора OTO Read всем детям от 0 до 1года.
— Функциональные пробы; исследование носового дыхания, альфактометрия, исследование проходимости слуховых труб.

На госпитализацию в оториноларингологическое отделение направляются:
-дети с впервые выявленной острой и хронической сенсоневральной тугоухостью со значительным повышением порогов звуковосприятия для экстренного и консервативного лечения, а также для подтверждения диагноза с последующим решением экспертных вопросов;

       -дети-инвалиды, состоящие на учете, на курс профилактического лечения;
-дети с кондуктивной тугоухостью в период обострения эпимезотимпанита, экссудативного среднего отита и адгезивного отита;

      -дети с хроническим туботитом в период обострения, осложненным аденоидитом с последующим оперативным лечением.

      Лечение в оториноларингологическом отделении ДРКБ проводится в соответствии с медицинскими стандартами.

      В сурдологическом кабинете под динамическим наблюдением находятся 324 ребенка с нарушением слуха от 0 до 18 лет.

          1. Хр. прогрессирующая двухсторонняя нейросенсорная тугоухость.
          2. Хр. односторонняя нейросенсорная тугоухость.
          3. Хр. кондуктивная тугоухость (хр. туботит, хр.экссудативный ср. отит).
          4. Смешанная форма тугоухости.

Реабилитация в медицине – это система социально –экономических, медицинских, педагогических и других мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма и возможно раннее возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду. Реабилитация показана тем больным, которые вследствие заболевания имеют высокий риск стойкого снижения социально-бытовой активности либо уже сформировавшуюся инвалидность.Задачей современной медицинской реабилитации тугоухости является полное или частичное восстановление нарушенной слуховой функции. Реабилитация у детей со снижением слуха проводится по следующим направлениям:
1. Комплексное медикаментозное патогенетическое лечение.

            1. Сурдопедагогическая коррекционная работа.
            2. Слухопротезирование.
            3. Коррекционное обучение детей в специализированных дошкольных и школьных учреждениях для глухих слабослышащих.
            4. Кохлеарная имплантация.

       Всем детям, находящимся на учете в сурдологопедическом кабинете назначается комплексное лечение, которое проводится в ЛОР отделении ДРКБ или по месту жительства под наблюдением врача.
У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития. Снижение слуха не позволяет воспринимать и различать в естественных коммуникативных ситуациях тихие звуки речи и части слов. Потеря слуха более 70дб приводит к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации–к немоте. Абилитация детей с нарушением слуха в раннем возрасте способствует его интеграции в среду слабослышащих.

       С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями.
Сурдопедагог центра должен проводить работу по обучению родителей общения с глухим ребенком, помогать спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возрастных особенностей, уровня психофизического развития ребенка. Индивидуально с каждым ребенком и его родителями должны проводится реабилитационные занятия, в процессе которых, даются конкретные рекомендации по всем направлениям воспитания и обучения.

      Одним из важнейших средств социальной реабилитации детей с нарушением слуха, является слухопротезирование (электроакустическая коррекция). Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Тип слухового аппарата и первоначальный режим его работы подбирается врачом сурдологом. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется сурдопедагогом в процессе коррекционных занятий. Для детей раннего возраста, предпочтительно использовать бинауральное слухопротезирование цифровыми или программируемыми слуховыми аппаратами с автоматическим контролем коэффициента усиления. Они обеспечивают высокое качество речи, возможность точной настройки, предохраняют от чрезмерного усиления громких звуков. Для лучшего звукопроведения в слухопротезировании у детей необходимо использовать индивидуальные ушные вкладыши.

        Достижения науки последних лет и применения новейших технологий позволили разработать новый способ улучшения слухового восприятия у больных с двусторонней сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха более 100дб в диапазоне 500-4000Гц-метод многоканальной кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация показана тем детям, у которых, несмотря на адекватное бинауральное слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом и родителями, не развиваются слуховые реакции и речевая активность. На сегодняшний день в Республике Мордовия 34 ребенка после операции, кохлеарная имплантация.

       Следующим этапом реабилитации является коррекционное обучение в специализированных школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей. В РМ созданы специализированные дошкольные и школьные учреждения для глухих и слабослышащих детей. Основная задача школы -социальная адаптация и реабилитация детей со снижением слуха. Социальный заказ, адресованный современной коррекционной школе, требует, чтобы из ее стен выходили социально адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива школы направлена на выполнения коррекционной программы-реализацию потенциальных возможностей слабослышащих учащихся их первичного и вторичного дефекта, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.

Организационно-методическая работа.

1.Создан банк данных на всех пациентов с патологией слуха, который позволяет осуществлять контроль лечения и динамического наблюдения за больными.
2. Разработана индивидуальная карта сурдологического больного, в которую вносятся данные: анамнеза заболевания, слухоречевой реабилитации, аудилогического обследования, а затем прослеживается динамика состояния пациента при последующих посещениях.
3.Составлен реестр на детей инвалидов нуждающихся в высокотехнологической специализированной помощи (кохлеарная имплантация). Данные списки ежемесячно передаются в Министерство здравоохранения РМ.
4.Проводится работа по приказу МЗ РФ № 108 от 29.03.96г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни»
5. Проведен анализ причин приводящих к тугоухости у детей раннего возраста.

На приемах в поликлинике, проводятся беседы с родителями, детьми, медицинскими работниками, воспитателями. Рассказывается о профилактике заболеваний уха, о необходимости диспансерного наблюдения больных с патологией слуха, о правилах пользования слуховыми аппаратами.
Реабилитация на базе нашего сурдологического центра направлена на восстановление, лечение и компенсацию нарушенных функций слуха, речи. Правильный подход к проблеме интеграции людей, лишенных слуха, в общество слышащих состоит в том, что путем обучения и воспитания дать им максимальные возможности реабилитации и адаптации к жизни в открытом обществе.